О виндсерфинге

Виндсёрфинг (англ. Windsurfing) — вид парусного спорта и водного развлечения, в основе которого лежит мастерство управления на водной поверхности лёгкой доской небольшого размера с установленным на ней парусом.

Спортивный снаряд, используемый в виндсёрфинге, называется «парусной доской» или «виндсёрфом» и состоит из лёгкой доски обтекаемой формы длиной 2—4,7 м, выполненной из плавучего материала, и закреплённого на ней в гибком соединении паруса.

Управление осуществляется путём наклона мачты с парусом, а при движении в режиме глиссирования также с помощью наклона самой доски с борта на борт. Скорость и направление движения зависят от положения паруса относительно ветра. Положение паруса контролируется спортсменом («виндсёрфером»), удерживающим его руками за поперечину, именуемую гиком. 

Движение на парусной доске возможно при любой силе ветра. Опытные спортсмены владеют техникой движения на волнах, а также выполнения прыжков различной степени сложности.

В настоящее время виндсёрфинг является не только зрелищным видом спорта, но и популярным водным развлечением для широкого круга людей, выбирающих активный отдых.

Движение на парусной доске может осуществляться двумя основными способами:

  • водоизмещающий режим. Доска поддерживается на плаву за счёт силы Архимеда, вследствие чего частично погружена в воду. Скорость движения в таком режиме относительно невысокая за счёт большого сопротивления воды.
  • режим глиссирования. Доска удерживается на поверхности воды за счёт подъёмной силы набегающего потока. Выход на глиссирование возможен при достижении определённой скорости, что требует высокой скорости ветра (около 6-7 м/с) и большого опыта управления парусной доской. Наиболее широкие гоночные доски («Формула виндсёрфинга») с большим парусом могут глиссировать при ветре 3-4 м/с.

История виндсерфинга

История развития плавательных средств, снабжённых парусом, насчитывает несколько тысячелетий. В частности, прообразы современных парусных досок с незапамятных времён использовались жителями Полинезии.

Между тем, популяризация виндсёрфинга и коммерциализация сферы интеллектуальной собственности привели к необходимости признания прав на изобретение парусной доски за конкретным человеком. 

В соответствии с судебным решением изобретателем парусной доски был признан британец Питер Чилверс (англ. Peter Chilvers), который в 1958 году в возрасте 12 лет создал прототип современного виндсёрфа.

Изобретение современного виндсерфинга также связывают с другими именами.

Американцу Ньюману Дарби (англ. Newman Darby) приписывается идея закрепления паруса на плавающей платформе, которые планировалось производить в промышленных масштабах. Чертёж Дарби был опубликован в 1965 г. в августовском номере журнала Популярная Наука (англ. Popular Science). Уже в 1954 им была организовала компания под названием Darby Industries, которая должна была заниматься производством первых прототипов досок. Однако в то время Дарби не удалось придать своему предприятию коммерческий успех.

В 1970 году калифорнийский авиационный инженер Джим Дрейк (англ. Jim Drake) и его друг Хойл Швайцер (англ. Hoyle Schweitzer) зарегистрировали первый патент на парусную доску. Дрейк создал дизайн первой доски с треугольным парусом. Швайцер популяризовал этот вид спорта. Изобретённые Дрейком и Хойлом доски были названы «Baja Boards», однако торговец из Сиэтла, взявшийся за продажу нового оборудования, предложил название «виндсёрфер» (англ. Windsurfer), которое стало впоследствии товарным знаком. В 1973 г. Швайцер полностью выкупил у Дрейка права на патент парусной доски и занялся единоличным развитием бизнеса.

Швайцеру некоторое время не удавалось найти в США партнёра, заинтересованного в массовом производстве оборудования для виндсёрфинга, и его поиски переместились в Европу, где он встретил Тэна Кейта (нидерл. Ten Cate) — датского промышленника, специализирующегося на производстве текстиля, в том числе синтетического. Вместе с ним в 1973 году Швайцер организовал производство досок в Голландии.

Швайцер продолжал технически совершенствовать оборудование и стремился к максимально возможному удешевлению производства досок, парусов и прочего оборудования. Стеклопластик как материал для производства досок был заменён на более прочный и долговечный материал — полиэтилен.

Коммерческий успех производства оборудования для виндсёрфинга привлёк в эту сферу и другие европейские компании. В 1983 году Швайцер попытался через швейцарский суд защитить свои права на патент, но суд был проигран в пользу компании-производителя оборудования Мистраль (англ. Mistral), которая в качестве доказательства своей добросовестности в производстве досок предоставила чертёж доски Дарби, созданный задолго до регистрации патента Швайцера.

1970-е годы ознаменовались патентными судебными разбирательствами как в Европе, так и в США. Основой для судебных споров являлась разница в терминологии, применяемой производителями оборудования. Доска Швайцера имела собственное имя «Виндсёрфер» (англ. «Windsurfer»), конкуренты же использовали для аналогичной продукции более общий термин «парусная доска» (англ. «sailboard»), что, наряду с другими аргументами, позволяло говорить о спорности притязаний Швайцера.

История класса Формула Виндсерфинг: Концепция Формула Виндсерфинг родилась во Франции, после первых массовых соревнований формулы в 1998 году. 24-го марта 1998 г. Брест, Первые гонки в классе Виндсерфинг Формула провели среди 20 лучших Виндсерферов франции. За 4 дня соревнований провели десять гонок. Скорость ветра от 6 до 12 узлов (4-7 м.с). Соревнование выиграл Эрик Тиме на доске длиной 2,75. и парусом 10 м2.

Доски

В 1970-х и 1980-х годах виндсерфинг разделялся по дивизионам. В то время все доски были достаточно большими, и, как правило со швертом (daggerboard). Доски с плоским днищем относились к I дивизиону (Windsurfer, Windglider). Доски с водоизмещающим корпусом, как лодки или яхты относились к II дивизиону (Lechner). И, наконец, доски-тандемы с двумя и более парусами относились к III дивизиону. Короткие доски без шверта обозначались как просто «доски для удовольствия» (Funboard).

Сегодня классификация досок сильно поменялась и сейчас деление ведется по типам:

  • Олимпийский класс — монотип, принятый олимпийским комитетом для участия в олимпийских играх. Первым олимпийским классом был Виндгляйдер Остерманна (Windglider), за ним Лехнер (Lechner), потом Мистраль (Mistral One design). На сегодняшний день это RS:X — универсальная доска со швертом и большим количеством настроек. Во время гонки спортсмен двигает мачту по погону на доске, добивает и травит парус по гику и по мачте и регулирует наклон шверта. Олимпийская доска рассчитана на гонки в любых условиях и годится как для водоизмещающего режима, так и для глиссирующего. В олимпийских гонках разрешен и широко применяется пампинг (гребки парусом).
  • Формула виндсерфинга [Formula Windsurfing] — широкие доски (около 1 метра), объёмом в основном от 130 литров и больше. Предназначены для использования в слабый ветер (от 3-4 м/с) с наибольшими парусами (до 12.5 кв.м). Длинный плавник (65-70 см) позволяет идти довольно круто к ветру. Из бесшвертовых досок, «Формула» лавирует лучше всего.
  • Вейв [Wave] — доски для катания по волнам. Отличаются маленьким размером(длина 230—260 см, ширина 50 — 60 см) и объёмом (65 — 90 литров). Приспособлены для выполнения прыжков с волны и специфических поворотов на волне, многие из которых заимствованы из классического сёрфинга.
  • Фристайл [Freestyle] — доски для трюков. Более широкие, чем вейв, эти доски приспособлены для выполнения на гладкой воде таких акробатических трюков, как Вулкан (Vulcan), Спок (Spock), Флака (Flaka) и других элементов, сочетающих в себе, как правило, прыжок, обороты, сальто и их всевозможные комбинации.
  • Слалом [Slalom] — доски для гонок под ветер. Облегченные доски, приспособленные для достижения максимальной скорости на полных курсах.
  • Скоростные [Speed] - доски, предназначенные для установления рекордов скорости, как правило узкие и длинные.
  • Доски для свободного катания [Freeride] — универсальные доски для любителей. Наиболее распространённый вид досок, рассчитанный на средний уровень подготовки. В зависимости от опыта и веса спортсмена различаются по литражу от 100 литров до 170 литров. Могут иметь шверт.
  • Доски для начинающих [Beginers,Rookie] — доски большого объёма (до 240 литров), оборудованные швертом (daggerboard).
  • Детские доски [Kids] — доски для детей. Лёгкие доски с лёгким рангоутом, рассчитаные на небольшой рост и вес спортсмена.

Кроме того, существуют доски, предназначенные для установления рекордов скорости.

Паруса

Парус для виндсерфинга представляет собой вертикальное крыло. Движущая сила возникает за счёт подъёмной силы крыла.

Паруса изготавливают из полиэфирной пленки, полиэфирной ткани (капрон, лавсан, дакрон) или майлара. Для усиления может использоваться кевларовая сетка.

Парус для виндсерфинга, как правило, имеет треугольную форму. Кромка паруса называется шкаториной (сторона треугольника). По передней шкаторине парус имеет мачткарман, в который продевается мачта. Латы — жёсткие пластины, идущие перпендикулярно мачте — служат для увеличения жесткости паруса и придания ему формы. В нижнем углу паруса (галсовый угол) предусмотрено крепление. Это либо вшитое кольцо, либо люверс, либо блок роликов. Если на парусе только кольцо или люверс, то необходим ещё и крючок с роликами, чтобы набивать (натягивать) парус по мачте. Другая система роликов находится на стакане в основании мачты. Веревка (оттяжка), пропущенная через эти ролики, образует полиспаст, позволяющий приложить значительные усилия для набивки паруса. Задний угол (дальний от мачты) называется шкотовым. Гик одним концом крепится к мачте, к другому концу (нок) с помощью верёвки (оттяжки) крепится шкотовый угол паруса. Гик, охватывающий парус с двух сторон, называется Уишбон (Wishbone). Кромка паруса от шкотового до галсового угла называется нижней шкаториной. Верхний угол паруса называется топ. Обычно топ имеет упор для верха мачты. Иногда на парусах размером до 6 м² используют настраиваемый топ (варитоп) с ремнём и стопором. Для больших и гоночных парусов в топ встроен подшипник, чтобы парус легче закручивался по мачте. Принципиально паруса разделяются на упорные (камберные) и простые. В камберных парусах на латы устанавливают от 1-го до 5-ти пластиковых упоров (камберов), которые служат для удержания формы. Камберные паруса дают лучшую тягу, но тяжелее и сложнее обычных. Обычно камберы ставят на парусах большой площади, используемых для гонок.

Главной характеристикой паруса является его площадь. Площадь парусов варьируется от 1 м² (детские паруса) до 13 м².

Дополнительное снаряжение

Трапеционные лини — петли, закреплённые на гике, за которые цепляются крюком трапеции

Трапеция — широкий пояс, жилет и т. п., снабжённый специальным крюком. Служит для снижения нагрузки на руки во время катания. Трапеции бывают нескольких видов: сидячие, поясные, верхние.

Гидрокостюм — неопреновый костюм для сохранения тепла при нахождении в воде.

Спасжилет — плавающий жилет для повышения плавучести спортсмена.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Адрес:

GSM: +38 066 557 59 69, Александр
E-mail: hello@ulet.ua
Координаты для навигаторов:
46.120548, 30.509317

Телефоны:

Украина, Одесская область
Белгород-Днестровский район
пгт Затока, ст. Лиманская,пляж
Александр +38 066 557 59 69